Лимарев В.Н.
Упадок нравов в конце 14 века. Франко Сакетти (1330-1400) о христианском ханжестве.
В 14 веке
католическая церковь повсеместно теряет свой авторитет. Это в основном происходит из-за возрастания
материального благополучия в обществе, применении в промышленности и сельском
хозяйстве приемов труда и орудий
производства позволивших повысить
производительность труда, широкого распространения торговли. В европейских
городах к власти приходят «денежные мешки»: купцы и промышленники, заработавшие
деньги коммерцией. Всему мерилом в обществе становятся денежные отношения. В
общем потребительском ажиотаже участвует и духовенство.
В это время
личностями стали ощущать себя те, кто имеет деньги, у них появилась уверенность
в себе. Они поняли, что в этой жизни заработать большие деньги и достигнуть успеха можно только
вступаю в сделку со своей совестью. На основании того, что они имеют деньги и
власть, люди стали считать себя если не равными Богу, то очень близки к Богу
или избранными Богом.
В это время
появилась формула: «Бог создал людей одинаковыми, но благодаря своим личным
качествами некоторые люди становятся ближе к животным другие ближе к Богу».
Под личными
качествами понималась, в первую очередь,
способность утвердиться над себе
подобными имея деньги, на которые, кстати, можно и купить индульгенции, то есть
прощение грехов.
Итальянский писатель Франко Сакетти в новелле СХХ1, рассказывает о магистре,
человеке ученом и одаренном из города Феррары. О его шутовстве в церкви.
У магистра Антонио был порок - он любил азартные
игры. Однажды он играл на деньги целый день и проиграл все, что у него было.
После этого
магистр пошел церковь и решил отомстить Богу за то, что тот его не поддерживал
в игре. Он подошел к распятью, забрал там установленные прихожанам свечи и
отнес их на могилу поэта Данте и установил там.
Архиепископу
доложили об этом, и он вынужден был, по долгу
службы, пригласил в свою резиденцию
магистра, как еретика, там он спросил:
«Зачем Антонио это делал?»
На что
магистр ответил: «Что Иисус Христос ничего для него не делал кроме зла. А отдал
светильни Данте потому, что Данте заслуживает более почестей, чем Иисус
Христос, так как созданная Данте «Божественная комедия» превыше человеческого
разумения, а писания евангельские -
грубы и невежественны».
Далее цитирую
Франко Сакетти дословно:
«Архиепископ чувствовал себя неловко, но сказал:
«Значит, вы играли и проигрались? Приходите в другой раз.
А теперь идите с богом, или если хотите с чертом.
На этом они расстались».
«Когда синьор (правитель
города), узнал о проделке Антонио, он
пришел в хорошее настроение, пригласил магистра
Антонио, долго с ним потешался, вспоминая о свечах, а затем наградил Антонио, чтобы тот мог продолжить
игру».
В новелле СХХ5 «Франко Сакетти» говорит о ханжестве раздающих милостыню.
Некий богатый человек, Франко Сакетти в новелле говорит,
что это был король Карл Великий, имел привычку
отдавать объедки со своего стола приглашенному нищему, который ел на
земле у трона.
Когда короля
спросили: «Зачем он это делает», король ответил: «Этот нищий во Христе, а
милостыню, которую я ему подаю, я подаю Христу.
Еврей, присутствующий
при этом, заметил: «Такая раздача милостыни, глупа!»
Он сказал
королю: «Если нищий это Иисус Христос, то почему ты кормишь его объедками,
когда должен был усадить его на свое место и питаться объектами с его стола…»
По этому поводу Франко Сакетти замечает:
« Я бы мог перечислить тысячу вещей, из которых худшее отдаем
мы самому Господу, который даровал и предоставил нам все… Лицемерие подчинило себе человеческую веру».
главная