Лимарев В.Н.
Бунт
иконопочитателей в Италии.
Враждебное отношение к иконам было особенно
сильно в Азии, где было влияние иудеев-христиан, которые по вере своих предков
чтили заповедь Библии: «Не сотвори себе
кумира»
Император Лев III Исавр,
который вероятно имел иудейские корни,
согласился с доводами богословов иконоборников.
Его беспокоило то зло,
которое происходило из-за суеверного поклонения иконам, веры в их чудотворные
свойства.
Это была запоздалая
попытка христиан-иудеев, опиравшихся на
священное писание, очистить церковь от
скверны идолопоклонничества путем реформы
религии.
В 726 год произошло сильное
извержение вулкана к северо-западу от Крита
образовался новый остров — это было воспринято Львом 3 Исавром как знак
Божьего гнева за идолопоклонство и он
начал компанию против иконопочитания. Иконы начали
удалять с видных наружных мест, в церквях их поднимали повыше, чтобы народ не
лобызал и не кланялся им.
Сразу после этого в Империи
началось брожение среди священнослужителей.
Последовательно приводя в
силу принятое решение, в 730 император
Византийский император Лев 3 эдиктом
запретил почитание икон, сопровождая запрет конфискацией церковных
имуществ. На церковном соборе 754 в Иерии (предместье Константинополя) были сформулированы основные
принципы иконоборнечества. Почитание икон объявлено ересью. Обращение
верующего к иконе иконоборцы рассматривали как идолопоклонство.
Реформы столкнулись с
сильным противодействием в Империи.
К этому время иконы стали во многих монастырях святынями, основными фетишами для поклонения. Благодаря
иконам монастыри привлекали к себе прихожан
и имели существенные доходы от паломников.
Особенно сильное
противодействие встретили реформы в
Италии. В Италии в осознание
людей боги по-прежнему имели конкретные формы, т.е. воспринимались в виде
статуй и картин, как и в Древнем Риме.
В 727 году
в Италии, против иконоборчества организованного императором выступил папа Григорий Второй и это
привело к восстанию против Византийской империи. Представителем Византийской
империи был наместник экзархат Павел,
резиденция которого находилась в Равенне .
Он опирался солдат, подавляющая часть которых были местные жители. Солдаты, подстрекаемые священниками верными папе
Григорию, подняли восстание. Экзарх Павел был убит.
Повсеместно в Италии города
стали объявлять о своей независимости от Византии. Местные жители выбирали себе своих
авторитетов в правители. Этиx правителей называли Dux –т.е. вождь, воевода.
Так как византийскому
императору хватало едва сил на то, чтобы подавить бунты иконопочитателей
который происходили непосредственно в
Греции, владения Византии в Италии были на какое-то время предоставлены сами
себе.
Этот момент привел к
серьезным последствиям для дальнейшей судьбы Италии и Европы в целом, так как был сделан первый серьезный шаг на разделение церквей
на формирование итальянской цивилизации. С этого момента фактически
начинается история Венеции –ядра Латинской империи.
В Венеции, как и в других итальянских
городах был создан совет из представителей местной знати , главой
совета был назначен дюк
Орсо. Со временем слово дюк
в венецианском диалекте превратилось в слово «дож».
главная