Победа протестантизма над католицизмом.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Краткая история итальянского (латинского) суперэтноса.

     (Выдержки).

     

    Победа протестантизма над католицизмом

  • Религии мира.
  • (историческая хроника: 1370-1648 гг).

    Мартин Лютер в библиотеке. Цветная гравюра 1614 года.

     

  • Христианская вера сродни глупости. (Эразм Роттердамский: «Похвала глупости», гл. 66)
  • 1370-1384 г. н.э.

    Антипапские настроения в Англии. Лолларды.

    В начале столетней войны  между Францией и Англией Папы безоговорочно поддерживали Францию, что вызывало недовольство у англичан.

    В середине 14 века английский король провел через парламент закон запрещающий обращаться к Папе с апелляциями по судебно-церковным делам.

    В 1370 году король Эдуард 3 отказался платить ежегодный взнос Папе. С этого момента английская церковь, освобождаясь от папского влияния, стала превращаться в националистическую.

    С программой реформы церкви выступил профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (Уиклиф).

    Сожжение еретика. Миниатюра 15 века.

    Виклиф утверждал, что папа не имеет право взимать поборы с Англии. Он отвергал учение католической церкви о верховенстве папства над светской властью и доказывал, что король не зависит от папы, а непосредственно от Бога. Владычество над душами людей никогда не предоставлялось Богом кому-либо из смертных. Отпущение грехов или индульгенции, обычные практики католической церкви, не могли замолить греха, но и отлучение от церкви не доказывало грешность человека.

    Виклиф перевел Библию на английский язык.

    В 1378 году Папа издал специальную буллу осуждающую учение Виклифа, однако, благодаря заступничеству покровителя ученого фактического правителя Англии Джона Гонта, Виклифа не преследовали и его последователи (лолларды) смогли проповедовать учение среди населения Англии.

    Активным проповедник учения Виклифа стал Джон Болл, который вел проповеди не только против католической церкви, но и против феодалов, королевских чиновников, против всего феодального строя, что подтолкнуло население к восстанию (Восстание Уот Тайлера). После подавления восстания последователи Виклифа были изгнаны из Оксфордского университета

    31 декабря 1384 года Джон Уиклиф умер от инсульта.

    1381 г. н.э.

    Восстание Уота Тайлера.

    Восстание началось с нападение крестьян на сборщиков налогов в графстве Эссекс, затем перекинулось на соседние графства и охватило весь юго-восток Англии.

    Крестьяне громили поместья светских и духовных лордов, захватывали хлеб, скот и другое имущество, сжигали документы о повинностях.

    Восстание возглавили: деревенский кровельщик Уот Тайлер и проповедник лоллард Джон Болл. Восставшие вошли в Лондон и оккупировали город. Многие приближенные короля были казнены, а дворцы их сожжены, заключенные выпущены из тюрем…

    Королевское окружение не могло справиться с восставшими и пошло на переговоры.

    Восставшими были выдвинуты требования: амнистия всем восставшим,  обещана полная свобода покупать и продавать в Англии без пошлин,  отказ от барщины, значительно уменьшен денежный оброк. Все лесные и водные территории должны стать общим достоянием. Права синьоров должны быть упразднены и установлено равенство всех, кроме короля. Церковное имущество отнято и разделено между прихожанами, церковные земли изъяты и разделены между общинниками.  После  обещания о выполнении  требований восставших,  основная масса крестьян с отпускными грамотами с подписью короля разошлась по домам, что позволило окружению короля действовать решительно. Вождь восставших Уот Тайлер был убит, против оставшихся недовольных была проведена карательная экспедиция. Как итог восстания: крепостное право было отменено.

    Профессор Пражского университета Ян Гус.Начало 15 века.

    Рост самосознания чешского народа.

    В Чехии, которая фактически находилась под оккупацией немцев, стал наблюдаться рост самосознания чешского народ.  Большая часть духовенства в Чехии была немцами, король в Чехии был немец, Пражским  университетом руководили немцы.

    Церковь владела в Чехии большими земельными наделами, церковные поборы были значительными. Чехи хотели иметь национальную церковь, в которой богослужение велось бы на чешском языке, и требовали приватизации церковных земель и церковных богатств. В Чехии появились христианские проповедники, которые обличали католическую церковь и призывали национализировать все имущество церкви. В 1391 году в Праге появилась первая часовня, богослужение в которой велось на чешском языке. А этих условиях в Чехии получило распространение учение английского проповедника Виклифа, который призывал к реформе церкви.

    1409 г н.э.

    Профессор Пражского университета Ян Гус.

    В 1409 году ректором Пражского университета стал чешский профессор Ян Гус.

    Ян Гус был чешским патриотом. Он последовательно выступал за коренную реформу церкви в соответствии с учением английского проповедника Виклифа.

    После своего назначения он добился от короля Вацлова 4 национализации Пражского университета, который стал управляться чехами по Кутногорскому эдикту короля.

    Ян Гус перевел Библию на чешский язык. Этот перевод и его труды по чешской грамматике заложили основу литературному чешскому языку.

    1410-1415 г н.э.

    Проклятый церковью папа Иоанн 23.

    Папа Иоанн 23  был человек с сомнительным прошлым и низкими моральными качествами. О Папе стали ходить слухи о его похотливости и непорядочности.

    На Констанском  соборе от Иоанна23 потребовали отречения от папства, но он бежал и стал шантажировать Констанцский собор; требуя за свое отречение огромные привилегии и деньги.

    Против папы было выдвинуто обвинение участниками собора.

    Согласно обвинению:

    Иоанну 23 ставились в вину такие преступления, как отравление предыдущего папы Александра V; изнасилование трёхсот монахинь; сексуальная связь с женой своего брата и монахами; растление целой семьи, состоявшей из матери, сына и трех сестер, причем самой старшей из них было всего двенадцать лет; торговля епископскими кафедрами и даже отлучениями; пытки тысяч невинных людей в Болонье и Риме. Всего в приговоре содержалось 74 пункта.

    За это собор объявил о низложении Иоанна 23 и преданию его светскому суду.

    Примечательно, то, что побыв недолго в заключении, Иоанн 23 явился с покаянием к новому Папе Маритину 5, и тот назначил его епископом Тускуланским, которым он был до смерти в 1419 году.

    1414-1418 г. н.э.

    Сожжение Яна Гуса.  Миниатюра 16 века.Констанцский собор короля Германии Сигизмунда.

    Император Венгрии и Германии Сигизмунд стремился к абсолютной монашеской власти: стать полноценным императором Священной Римской империи и короноваться императорской короной в Риме. После того как он стал королем Германии в 1411 году, он принял решение объединить расколовшуюся католическую церковь под единое начало.

     

    По инициативе короля был созван в немецком городе Констанце Вселенский собор.

    В маленький городок Констанц съехались представители их всех католических стран, при доминировании представителей из Италии и Германии.

    На Констанцский собор были приглашены представители религиозных кафедр университетов, которые высказывались за реформацию церкви.

    Было на соборе принято предложение умеренных реформаторов, которые объявили главенство Вселенского собора над институтом папства.

    Другим важным итогом Констанцского соборе было признание относительной самостоятельность национальных церквей.

    Реформаторы, предложившие коренную ломку церковного устройства, подверглись гонением, их обвинили в ереси. Профессор Пражского университета Ян Гус, последовательно отстаивавший реформы которые предложил английский реформатор 14 века Виклиф («Гус воспринял учение Христа от Виклифа») и его друг Иероним (Пражский), были сожжены на костре.

    Итогом Констанцского собора явился идейный раскол католической церкви, который изначально привел к восстанию реформаторов в Чехии (Гуситские войны), а в дальнейшем длительным религиозным войнам между реформаторами и ортодоксами и в конечном итоге утрате влияния католицизма в мире. Появлению многочисленных реформаторских церквей и превращение католической церкви из властителя над судьбами человеческими в некое этнокультурное образование - хранителя европейских культурных традиций.

    1415-1437 г н.э.

    Чешско – германская война. (Гуситские войны).

    6 июня 1415 года по приговору Вселенского собора в Констанце был сожжен на костре ректор Пражского университета Ян Гус, немного позже его сторонник ярый проповедник учения Виклифа Иероним Пражский. Весть о сожжении вызвала протесты среди чехов. Христианские проповедники, проповедующие на чешском языке, стали собирать огромные толпы людей. Повсеместно в Чехии стали нападать на немецких пастырей, захватывать земли принадлежащие духовенству, грабить церкви. В 1419 году умер чешский король Вацлов 4, который был лоялен к реформаторам. Чешским королем был объявлен его брат король Венгрии и Германии Сигизмунд.

    Король Сигизмунд лично пригласивший Яна Гуса на Вселенский собор в Констанце и гарантировавший ему безопасность, а затем согласившийся с решением Вселенского собора о сожжении Яна Гуса, как еретика, рассматривался чехами как враг чешского народа. Восстание охватило всю Чехию, акты неповиновения королю привели к вооруженному столкновению между чехами и немцами.

    Весной 1420 года марионетка короля Сигизмунда папа Мартин 5–объявил о крестовом походе против восставших. В Чехию вторглось 100-тысячное крестоносцев, но чехи разгромили вторгшуюся армию, состоящую преимущественно из немцев.

    Ян Жижка.

    В 1421 гору новой крестовый поход и опять поражение короля Сигизмунда, от чешской армии, которую возглавил полководец Ян Жижка, власть в Чехии перешла к республиканскому правительству, которое лишила Сигизмунда чешской короны.

    Победа чехов обострила борьбу за власть между различными группировками реформаторов. Крайние реформаторы- хилисты, призывающие к всеобщему равенству, были арестованы правительством Яна Жижки и их руководители сожжены на костре. Но это не привело к единству среди восставших.

     

    Германский король Сигизмунд с большим упорством вел борьбу с чехами, и терпел одно поражение за другим. После поражения крестоносцев в пятом крестовом походе против чехов в 1431 году, чешское войско вторглось в Германию, Австрию, Венгрию, реформаторские выступления начались и в этих странах.

    Король Сигизмунд, созвавший в 1431 году Вселенский собор в городе Базиле, внес раскол в движение реформаторов в Чехии, пойдя на соглашение с умеренными реформаторами (чашниками), которые требовали создание национальной чешской церкви и подтверждение права чехов на церковное имущество, конфискованное во время войны («Пражские компакты»).

    В 1434 году, подержанные войском крестоносцев, умеренные реформаторы разбили войско сторонников коренных реформ церкви, и к 1437 году полностью подавили восстание, захваченные в плен их руководители были казнены. Император Сигизмунд был объявлен королем Чехии.

    1438-1443 г н.э.

    Дворец папы Евгения  4  в Риме.

    При папе Евгении 4  папская резиденция  в Риме все больше стала походить на  королевский дворцовый комплекс. В Рим  были приглашены художники для росписи соборов, скульпторы, ученые и писатели.

    Работы велись под руководством художника Пизанелло; многие фрески были выполнены Фра Анджелико. Итальянский писатель Флавио Бьондо (1392-1463) посвятил Евгению IV поэму «Восстановленный Рим».

    1438 г.  н. э.

    Апостольская Галликанская церковь во Франции.

    После утраты влияния французами над Папством, низложением  Констанцским  собором авинньонского Папы в 1414 году, французское духовенство вступило на путь  обособления французской католической церкви (Галликанской церкви). Самоуправление французской католической Галликанской церкви касалось, прежде всего, вопросов инвеституры  (назначении на церковные должности и введении в сан)  и не касалась католической догматики. В 1438 году независимость  Французской католической церкви от Папства признал  король Карл 7.

    1458-1464 г н.э.

    Папа - гуманист Пий 2.

    Энеа Сильвио Пикколомини (будущий папа Пий 2) учился в Сиенском университете. Молодой гуманист зачитывался произведениями Цицирона, Ливия и, подражая римским поэтам, писал эротические стихи.

    Будучи гуманистом,  Пий II поддерживал развитие культурной жизни при папском дворе. Сам он постоянно интересовался классической литературой, проводя ночи, как сам об этом говорил, за чтением латинских поэтов или за написанием собственного дневника. Он оставил после себя единственную известную нам папскую автобиографию, называвшуюся «Комментарии». Его рукопись хранится в Ватиканской библиотеке, но доступна в урезанном цензурой варианте.

    В 1461 году папа написал письмо султану Мехмеду II, убеждая его креститься и обещая ему титул императора. В письме, наряду с попыткой согласовать и объединить христианское вероучение с Кораном, он призывал турецкого владыку перейти в христианскую веру.

    Он вынашивал планы  крестового большого похода против турок, но не смог его осуществить, так как умер на 60-десятом году жизни.

    Конец 15 века.

    Католическая церковь в конце 15 века.

    В 15 века в Италии католическая церковь, теряла влияние над людьми, перерождалась из властителя над умами и судьбами людей, носителя религиозной морали, в хранителя культурных традиций Западной цивилизации, идеологический инструмент формирующейся капиталистической элиты.

    В конце 15 века стало набирать силу реформаторское движение, направленное на реформу католической церкви, ставшую ханжеской и лицемерной, погрязшей в грехах. Реформаторы предлагали коренную ломку христианской церкви, и позже провели её успешно в Германии, Нидерландах…

    Элита Италии упорно стремилась следовать установившихся традиций, лицемерно провозглашая «жизнь во Христе», фактически все больше находя удовлетворения в мирских радостях жизни: чревоугодничестве, занятиями науками и искусствами и главное коммерцией во имя жизни в достатке и роскоши.

    В Италии, Франции, Англии перерождение стремительно терявшей авторитет церкви состоялось, но фасад оставался старым.

    В сознание людей внедрилось новое отношение к жизни, что Бог поощряет и любит людей деятельных, активных в коммерции, творческих в изучении природы, и как поощрение посылает им достаток и богатство. Человек в новом обществе из раба божьего, слуги Божьего превращался в личность - в маленького Божка.

    1475-1498 г н.э.

    Савонарола восстал против упадка нравов в католической церкви.

    Иероним Савонарола представитель старинного рода из Феррары получил хорошее домашнее образования, и готовился стать врачам, но светская жизнь не прельщала юношу.

    В 1475 году он тайно бежал из родного дома в Болонью, в доминиканский монастырь, оставив дома написанную им книгу «О презрении к свету».

    Имея поэтический и ораторский талант, монах Савонарола занялся активной проповеднической деятельностью, обличая пороки, в которые погрязла Италия.

    1 августа 1490 года Савонарола произнёс во Флоренции проповедь, где высказал мысли о необходимости обновления церкви, о том, что если это не произойдет, скоро Бог поразит своим гневом всю Италию. (Он сравнивал Рим с Вавилоном, пораженным Богом за грехи)

    В 1491 году братией монастыря Сан-Марко во Флоренции Иероним был единогласно избран настоятелем и занялся реформой монастыря Сан-Марко.

    Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монахов работать.

    Активную проповедническую деятельность Савонаролы развернул во Флоренции.

    Проповедь Савонаролы против роскоши женских нарядов, приводила к тому, что все дамы перестали надевать в церковь украшения. Нередко богатые купцы возвращали, под влиянием проповеди Савонаролы, несправедливо нажитое добро.

     

    Наиболее последовательно борьбу с Савонаролой вел папа Александр 6, который назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от церкви. Савонарола отказывался повиноваться отлучению, «противному христианской любви и заповедям Господним», и заявлял, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать к Вселенскому собору.

    В это время Савонарола выпустил в свет своё знаменитое сочинение «Триумф Креста», в котором дана защита истины католического вероучения, объяснены догматы и таинства католической церкви.

    Папа пригласил Савонаролу в Рим; но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди.

    Враги проповедника внушали верующим, что Савонарола лжепророк.

    После того, как Савонарола был оставлен многими последователями. Он был схвачен и подвержен жестоким пыткам.

    Его пытали по 14 раз в день и вынудили признаться, что все его пророчества — ложь и обман.

    22 мая 1498 года ему был объявлен смертный приговор; 23 мая 1498 года. при огромном стечении народа, он был повешен, а потом тело его сожжено.

    1492- 1503 г н.э.

    Родриго Боржиа из Испании в 1492 году покупает папский престол.

    Родриго Боржиа, славившийся разгульной жизнью, по настоянию его дяди папы Иннокентий 8 (1484-1492) оставил карьеру военного и стал делать церковную карьеру. После смерти Иннокентия 8 в 1492 году он скупает голоса кардиналов за значительную сумму и становится папой под именем Александр 6. Ещё при жизни Александр VI был заклеймен как «чудовище разврата» и «аптекарь сатаны».

    Даже официальной историей католической церкви он характеризуется как «самая мрачная фигура папства», а его понтификат назван «несчастьем для церкви». Александр VI имел многочисленное внебрачное потомство, сожительницами его были огромное число женщин. Известны имена 8 внебрачных его детей от различных женщин. Но Александр 6 успешно расправляется со своими врагами.

    Известны факты о ядах Боржиа. Папа Александр VI отравлял неугодных людей и тех людей, богатством которых он хотел завладеть. В частности исследователи его жизни утверждают, что он вернул себе богатства, которые отдал кардиналам в период его избрания, отравив кардиналов. Химики разработали целый арсенал ядов для папы. По легенду Александр 6 умер 18 августа 1503 года, выпил по ошибке отравленное вино, которое он подготовил для своей жертвы. Проповедник Савонарола говорил о папе Александре VI: «Что должны думать народы о своих правителях, если Александр считает короля более омерзительным, чем он сам». (Савонарола был сожжен по приговору инквизиции 23 мая 1498 года ).

    Начало 16 века

    Городские власти в Англии устанавливает контроль над церковным имуществом.

    В Англии в начале 16 века началось бурное развитие промышленности: получили развития капиталистические мануфактуры в городе и деревне.

    В своей деятельности владельцы мануфактур в Англии опирались на реформаторов церкви, ограничивающих влияния папства в Англии.

    Опираясь на реформаторов, городские власти способствовали, чтобы помещения принадлежащие аббатствам и монастырям переходили в руки предпринимателей, которые устанавливали в монастырских помещениях станки и создавали мануфактуры.

    Начало 16 века

    Германия в начале 16 века.

    За громким названием «Священная Римская империя германской нации» скрывалось рыхлое политическое образование феодальных княжеств под верховной властью Габсбургов (представители которой, посредством выборов, сменяли друг на троне императора). Не существовало ни императорских финансов, ни императорских войск, ни императорских органов управления. Как крупный князь, император располагал собственными наследственными владениями, в которых только и пользовался полнотой власти и финансовыми средствами. Крупные феодальные княжества превратились в своеобразные центральные монархии. Князья собирали налоги с населения, содержали собственные войска и аппарат управления.

    Благодаря слабости императорской власти, католическая церковь в Германии была в привилегированном положении. Более двух десятков германских прелатов (архиепископов, епископов, аббатов) были одновременно территориальными князьями. Римский папа получал из Германии значительные денежные средства. Против богатого, независимого духовенства, связанного с Римской курией, были враждебно настроены различные слои германского общества. Церковный вопрос в Германии приобрел характер общенародного вопроса.

    Католическая идеология в феодальных княжествах подвергалась критики среди ученых и философов, которые критиковали тупость богословов и монахов, боролась против схоластики за научное мировоззрение. Широко распространение получила сатира.

    Эразм Роттердамский, служивший при дворе Карла 5, выпустил популярную сатиру «Похвальное слово глупости», где критиковал церковные порядки; под огнем его критики были священники, включая Папу, и князей.

    Эразм писал, что у церкви нет более зловредных врагов, чем нечестивые Папы, «которые убивают Христа своей гнусной жизнью».

    1515-1521 г н.э.

    Профессор богословия Мартин Лютер. Истоки реформации в Германии.

    Когда в 1515 году профессору философии и богословия Саксонского университета Мартину Лютеру исполнилось 32 года, он, после сильно душевного кризиса, вызванного развращенностью римско-католического клира, написал критические замечания в адрес католической церкви. Он писал: «…божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога, и благодаря ей. Милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры», т.е. в противоположность католическому тезису о «спасении человека через добрые дела», он считал что «спасение человека в вере».

    Мартин Лютер сжигает папскую буллу об отричении его от церкви.

    Человек-индивид по отношению к Богу не нуждается в посредничестве каких-либо «священных лиц». Лютер считал, что священное писание, т.е. библия приоритетна перед писаниями церковных авторитетов, законодательными актами папской канцелярии. Лютер пропагандировал христианство без сложной церковной иерархии, без пышного культа, без феодального церковного земледелия (Мартин Лютер в основном повторил тезисы выдвинутые английским проповедником Джоном Виклифом и чешским профессором Яном Гусом). Он, как и его предшественники реформаторы, добивался богослужения на национальном языке; он перевел на немецкий язык библию.

    31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на дверях церкви 95 тезисов против продажи индульгенций. Эти тезисы он намеривался защищать на публичном диспуте перед богословами. Эти тезисы нашли продержку среди его последователей и были распространены по всей Европе и стали обсуждаться в большинстве университетов и религиозных центров. В связи с тем, что антицерковная пропаганда достигла небывалого размаха, поступила запоздалая реакция папы Льва 10, который 15 июня 1520 года осудил буллой Лютера, и в январе 1521 года отлучил от церкви. Постановление раскололо католический мир на сторонников и противников церковных реформ.

    1520-1551 г н.э.

    Установление национальной монархии в Швеции. Церковная реформа в Швеции.

    В Швеции расправа правившей в Швеции датской короны над национальной оппозицией привела к восстанию против датчан. Восстание возглавил дворянин Густав Ваза. В 1523 году, разбив датское войско, Густава Вазы, он вступило в Стокгольм, где провозгласил отмену Кальмарской унии объединявшей Швецию и Данию, и объявил независимости Швеции. Ваза был избран королем Швеции. (Правил с 1523 года по 1560 год.).

    Шведская казна была пуста,  попытки шведской элиты увеличивать  оброки приводили к восстаниям крестьян, которые с трудом удавалось подавить.

    В этой борьбе, епископы поддерживали датскую корону, и потеряли авторитет в Швеции.

    В 1527 году, под влиянием реформации в Германии и Англии, была произведена реформа церкви. Шведская церковь, была реформирована по английскому образцу и стала называться «евангельской». Церковные владения были национализированы, часть имущества было передано в казну, часть шведским дворянам.

    1522-1564 г н.э.

    Религиозные реформы в ШВЕЙЦАРИИ: Ульдрих Цвингли, Жан Кальвин.

    Женевский коллоквиум. Програмное выступление Кельвина перед правительством Женевы в 1549 году. музей религии. Фото Лимарева В.Н.

    А 1522 году выпускник Венского университета Ульдрих Цвингли, занимая должность священника Цюрихского собора, опубликовывал книгу под заглавием «67 статей», в которой, соответствии с «божественным проведением», изложил принципы реформации церкви. Начал он реформацию со своего прихода, запретив торговлю индульгенциями.

    В Цюрихе, под руководством Цвингли, стали осуществятся реформа церкви и политического строя: были закрыты монастыри, монахам и духовенству было разрешено вступать в брак, богослужение стало вестись только на немецком языке, из церквей были удалены иконы и мощи святых, монастырское имущество конфисковано… Богослужение проводилось в виде проповеди и совместной молитвы. Цвингли учредил духовную академию, где стали готовить учителей и проповедников. Особое внимание уделялось нравственности горожан; строгими законами запретили пьянство, азартные игры…

    Реформы поддержали в городских кантонах (районах) Швейцарии. Но лесные кантоны остались католическими. Попытка провести реформы в лесных кантонах привела в 1529 году к войне, в которой победу одержали сторонники Ульдриха.

    В 1531 году вспыхнула новая религиозная война, в которой победили католики. Ульдрих Цвингли погиб в битве. Его последние слова: « Тело они могут убить, но не душу». Но эта победа не остановило реформаторское движение в Швейцарии.

    Другим центром реформации в Швейцарии стала Женева, где приступил к реформации церкви Жан Кальвин, дав старт новому религиозно течению – кальвинизму.

    В 1536 году Кальвин издал книгу: «наставление в христианской вере», где изложил основные постулаты своего учения. В 1541 году он в Женеве возглавил протестантскую партию и, после прихода во власть, стал главой женевской церкви , которая приступила к созданию новой церковной организации. Был создана протестантская духовная академия. Отсюда миссионеры –кальвинисты направлялись во все страны Европы. Кельвин относился с нетерпимостью к инакомыслящим. Женевский совет, возглавляемый им, казнил 58 и изгнал 76 различных лиц обвиненных в безбожии и безнравственности. Среди них был ученый Мигель Сервет, сожженный в 1553 году на костре за то, что отвергал учение о божественной троице.

    В 1549 году Кальвин на заседании правительства Женевы выступил с программным положением своего учения, которое было принято в качестве законов республики ("Женевский коллоквиум"). В Женеве Кальвин установился режим, напоминавший теократическую диктатуру.

    Кальвина называли — «Женевский папа».

    До конца своей жизни продолжает читать лекции и проповедовать. 6 февраля 1564 года Кальвин во время чтения лекции умер.

    1523-1534 г н.э.

    Папа Климент 7. Карл 5 завоевывает Рим. Бесчинство в Риме христиан фанатиков.

    После смерти папы Анриана 6 началась борьба за папский престол, главным аргументом в которой были деньги. Победу одержал представитель рода Медичи - Джули, который стал папой под именем Климента 7. Погрязший в распутстве Рим привел к усилению реформаторских движений в католическом мире. Элита христианских государств считала, что Римские папы утратил моральное право руководить христианством. Попытка Климента 7 противостоять могущественному королю Карлу 5 в его стремлении распространить свое влияние на Италию привели к войне с Папским государством. Карл 5 обличил папу и его окружение как нечестивцев и бесов, исторгнутых адом. Против войск Папы Климента 7 выступили религиозные фанатики, стремящиеся искоренить блуд в Риме, лютеране стремящиеся реформировать церковь.

    Как свидетельствуют историки:

     «В 1527 году войска императора захватили Рим. В течение двух месяцев они не щадили ни храмов, ни монастырей. Впавших в блуд подвергли пыткам: их бросали в огонь, пытали раскаленными щипцами, отрезали уши… женские монастыри, в которых, по мнению фанатиков, содержались гаремы католических священников, были обесчещены….папа Климент 7 спасся бегством».

    Обеспокоенный происходящим и, в первую очередь, усилению реформаторского движения, Карл 5 пошел на мирные переговоры с Климентом 7 и стороны договорились очистить религию от реформаторской скверны, истребив ученых-реформаторов, запретить книгопечатанье.

    1523-1541 г н.э.

    Образование монашеского ордена «Общесва Иисуса» (Ордена изуитов)

    Талантливый проповедник испанец дворянин Игнатий Лойола (1991-1556) начал свое служение Богу в 32 года после прозрения в 1523 году у священных гор Монсеррата (Каталония) во время душевного кризиса.

    Лойола принял решение организовать монашеский орден для борьбы с ересями. С этими предложениями он прибыл в Рим и добился аудиенции папы Павла 3, которому была предварительно передана докладная записка через комиссию кардиналов.

    Система предложенная Лойолой заключалась в следующем: образование и воспитание даваемое пастве без строго контроля пастыря. ведет к вольнодумству, свободомыслию и неповиновению, поэтому воспитание молодых людей должно быть сосредоточено в надежных руках. Для контроля за воспитанием и обучением нужно учредить орден иезуитов, который осуществлял бы контроль за преподаванием в учебных заведениях, осуществлять цензуру, миссионерство среди христиан. Разъяснение богословских истин, для иезуитов, являлось второстепенной задачей.

    Предложение заинтересовало Павла 3, и 27 сентября 1540 года папской буллой был учрежден орден Общество Иисуса (братство Иисуса).

    1530-1540 г н.э.

    Аугсбургское вероисповедование.

    В 1530 году соратник Лютера  Филипп Меланхтон систематизировал основные принципы лютеранского вероучения, получившего название «Аугсбургское вероисповедование», в котором провозглашалось, что главой церкви не является папа, а светский князь. Упразднялась пышная католическая обрядность, почитание икон и мощей; вместо торжественной мессы вводилась простая литургия с проповедью пастыря. Документ был представлен императору Карлу 5 на рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1430 года. Император отказался от признания Аугсбургское вероисповедование»

    В 1540 году, Меланхтон изменил некоторые положения вероисповедования   в интересах сближения с кальваниствами. Аугсбурскгое исповедания во второй редакции было подписано Кельвином и прочими немецкими реформатами, а потому из лютеранского исповедания веры оно превратилось в общепротестантское. Признание вероисповедование получило у трех из семи курфистов (Саксонского, Бранденбургского и Пфальцского).  Германия была расколота на два лагеря.

    1534 г н.э.

    Акт о супрематии.

    Акт о супрематии — парламентский акт, принятый 3 ноября 1534 года, провозгласивший Генриха 8 (и его преемников) единственным верховным земным главой церкви Англии. В качестве главы Церкви Генрих VIII был в праве пользоваться почестями, достоинствами, привилегиями, и доходами, достоинством верховного главы Церкви. Акт о супрематии передал Генриху VIII, кроме этих традиционных привилегий монарха, право посещать епархии, решать вопросы вероучения.

    1534-1535 г н.э.

    Анабаптисты. Мюнстерская коммуна.

    Секта анабаптистов (перекрещенные) возникла в 1520 году в городе Цвиккау (Саксония), руководитель секты Николай Шторх, считавшего себя пророком, секта требовала уничтожение икон и обрядов, крещение признавалось только для взрослых, т осознанно. Секты анабаптистов стали возникать в других городах Германии, много анабаптистов было в Нидерландах. С призывом: «Праведники должны сами уничтожить безбожных злодеев»  - анабаптисты захватили власть в городе Мюнстере (Западная Германия) и изгнали князя-епископа в 1434 году. В городе объявили о власти евангелистов, т.е. протестантов. В город стали стекаться единомышленники их других городов Германии и из Нидерландов. Анабаптисты переименовали город Мюнстер в Новый Иерусалим. Было запрещено ростовщичество и спекуляция. Золото и серебро конфисковано на общественные нужды. Конфисковано было имущество местных монастырей и князя-епископа, появились бесплатные общественные столовые. Во власти протестантов город Мюнстер находился 16 месяцев.

    1534-1535 г н.э.

    Король Франциск 1 борется с реформатором Маркулом.

    Во Франции был режим абсолютной монархии и реформаторство не получило широкого распространения. Главой церкви был король, он не допускал любые брожения в церкви. В октябре 1534 Маркулом, пастором из Невшателя, в связи с арестом нескольких протестантов, были расклеены афиши в Париже, в которых он критиковал католическую церковь и предложения об ограниченных реформах лютеран. К примеру, на афише были слова: … «идолопоклонничеством является утверждение, будто в причастии присутствуют истинное тело и кровь Христа» и т.д.

    Один экземпляр воззвания Маркула был наклеен на дверях королевской спальни. В ответ на воззвание, Франциск 1 заявил о своей приверженности католической веры и начал преследовать протестантов. Порядка 300 реформатор было арестовано, из них 30 сожжено на костре. По распоряжению короля, для пресечения распространения протестантской заразы, были закрыты все типографии. Немного позже типографии открыли, при рецензировании королевским чиновником того, что предполагалось печатать.

    1534 -1549г н.э.

    Папа Павел 3. Контрреформация.

    «В первой половине XVI в. папизм в ряде западноевропейских государств потерпел ряд поражений.

    В связи с ростом лютеранских идей в Италии папа Павел III в 1536 г. издал буллу, ставившую духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду. В 1542 году Павел III решил использовать опыт испанской инквизиции и буллой папа учредил в Риме центральный инквизиционный трибунал с неограниченными правами.

    В 1540 г. Павел III буллой утвердил иезуитский орден  с перечнем первых десяти его членов-основателей.

    Чтобы ещё более поднять пошатнувшийся в глазах мира авторитет папства, Павел III решил, что необходимо пойти на созыв вселенского собора.

    В 1545 году был созван 9 Вселенский собор в  городе Триденте.  Длительные споры на соборе о причинах распространения ересей, о методах борьбы с ними и о реформировании церкви не привели к выработке единой позиции.

    Осада города в 15 веке.

    1546-1548 г н.э.

    Шмалькальденская война.

    В Германии князья и правительства городов, принявшие лютеранское вероисповедование, заключили в городе Шмакальдене военный союз, острие которого было направлено против княжеств и городов Германии оставшихся верных императору Карлу 5 и Папе Римскому.

    Император, собрав итальянские, немецкие и испанские отряды, двинулся против войска лютеран. В битве при Мюльберге 24 апреля 1547 года армия императора Карла V победила войска Шмалькальденского союза. (Исход битвы решил переход на сторону врага Саксонского герцога). По заключенному в 1548 году миру католическое вероисповедование, с определенными оговорками, должно было стать единственным в Германии.

    1547-1559 г н.э.

    Распространения учения Кельвина во Франции, при короле Генрихе 2.

    Генрих 2, под давлением церкви продолжил начатое его отцом Франциском 1 гонение на еретиков. В 1547 году была создана «Огненная палата», которая занималась еретиками, за период царствования Генриха 2 (1547-1559) палата вынесла 439 приговора. Среди осужденный ремесленники и низшее духовенство, дворяне и купцы откупались от королевской инквизиции. В 1551 году Франция пошла на сближении с протестантами Германии и участвовала в войне вместе с протестантами против короля Карла 5. Кельвенизм стал широко распространяться во Франции.

    1550-1555 г н.э.

    Папа Юлий 3

    После смерти Павла 3 кардинал Джанмария занял папский престол под именем Юлия 3.

    Но Юлий, страдавший от двух пороков: чревоугодия и пьянства был далек от реформирования церкви.

    Умер папа обжора от заворота кишок.

      1551-1556 г н.э.

    Аугсбургский религиозный мир.

    После победы католиков над протестантами в Германии в Шмалькальденской войне, религиозного мира в Германии не было. Смирившись с поражением в войне, протестанты не вернулись в лоно католической церкви. Изгнанные за убеждение из церквей протестантские священники продолжали проповедовать на улицах.

    В 1551 г. против Габсбургов одновременно развернули военные действия Франция и Османская империя. Протестанты шмалькальденского союза вновь подняли восстание против Карла 5. Они вошли в союз с французами, пытавшимися отнять у Габсбургов Лотарингию. Саксония вновь присоединилась к Шмалькальденскому союзу.

    Карл 5 отправляется на войну с лютеранами. Фреска 16 века.

    Протестанты нанесли поражение войску императора Карла 5, Нассауский договор ,которыйотменял Аугсбургский религиозный компромисс и признавал лютеранство. Франция получила епископства Мец, Тул и Верден в Лотарингии.

    В 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге был подписан религиозный мир между Карлом V и протестантскими князьями. В документе были подтверждены завоевания лютеран в Германии, лютеранство признавалось официальным вероисповеданием наряду с католицизмом.

    На основе этих положений в 1576 г. юристом Иоахимом Стефани был сформулирован принцип «чья власть, того и вера».

    Князья получили право определять религию своих подданных. Такого же права добились имперские и вольные города. В имперских городах со смешанным католическим и лютеранским населением вводился принцип паритета, т. е. равенства в отправлении культов.

    За католиками оставались духовные общины не распущенные до 1552 г. Если какой-либо из католических иерархов решался перейти в лютеранство, его владения и сама община оставались в ведении католической церкви.

    Признавались все секуляризации церковного имущества, произведенные до 1552 г. Были амнистированы все подданные империи, подвергшиеся наказанию за свои религиозные убеждения. Формально провозглашалось и право подданных, не желавших принимать веру своего господина, на эмиграцию.

    1553-1558 г н.э.

    Попытка реставрации католицизма в Англии.

    После смерти короля Англии Эдурда 6, в результате государственного переворота, при продержке армии на престол взошла сестра Эдуарда – Мария (Мария I Тюдор), ревностная католичка.

    Она попыталась вновь сделать католичество главенствующей религией в стране. Были извлечены из архивов указы ее предшественников, направленные против еретиков. Многие иерархи англиканской церкви, включая архиепископа Кранмера, были отправлены на костер. Всего в годы царствования Марии было сожжено около 300 человек, за что она получила прозвище "Кровавая Мэри". Она начала восстановление в государстве католической веры, занялась реконструкцию церквей, монастырей.

    После её прихода к власти, католическое окружение королевы выбрало ей мужа – наследника испанской короны Филиппа (король Испании с 1956 года) который был на 12 лет моложе Марии. Он сам признавал, что этот брак политический, большую часть времени проводил вне Англии,  с женой практически не жил. Умерла от болезней Мария в 1558 году бездетной. Английские престол перешел к её сестре Елизавете.

    Став королевой Англии, Елизавета «Актом о единообразии» фактически продолжила курс на реформацию, католики не преследовались в Англии, им не было запрещено служить мессу.

    1555 г н.э.

    Папа Марцелл II.

    Папа Марцелл II был всесторонне образованным человеком. Был осведомлен во всех областях науки, начиная от выращивания деревьев и искусства гравировки до астрономии, математики и архитектуры.

    После избрания его Папой запретил устраивать торжества и празднества. Его родственникам нельзя было даже приезжать в Рим. Умер через три недели после избрания на папский престол.

    1555-1559 г. н.э.

    Павел 4 – папа инквизитор.

    Великий инквизитор Неаполя, создатель боевого ордена Театринцев, Джанпьетро Караффа стал кардиналом в 1542 году. Караффа стал первым подлинным основателем папской инквизиции, воссоединив средневековую доминиканскую инквизицию с испанской государственной. Караффа был мрачным вершителем «правосудия», строгим и безжалостным в выносимых им приговорах, непреклонным в своих поступках и суждениях. Папская инквизиция Караффы могла судить каждого, невзирая на ранг и происхождение, вынося смертные приговоры, помилование по которым осуществлял только Папа.

     В 1555 году Караффа в возрасте 79 лет, он взошёл на папский престол, приняв имя Павла IV.

    В Риме папа проводил реформаторские меры, действуя строго в соответствии с христианской моралью, он, при этом, применяя террор и полицейский надзор. Из Рима были изгнаны 113 епископов, которые незаконно оставили свои епархии, в Риме отлавливали монахов, шатающихся за пределами своих монастырей. Выдворены из города были также все проститутки и их сутенеры, комедианты и шуты….Произвел Папа чистку и среди кардиналов, подозреваемых в моральной нечистоплотности отдавали под суд инквизиции.

    Каждую неделю Павел IV сам председательствовал на заседаниях римского инквизиционного трибунала.

    Павел IV умер в момент, когда он обращался к своему окружению с призывом бороться с ересью.

    После смерти Папы римляне восстали и с криками: «Тиран умер! Смерить его соратникам!» бросились освобождать людей из тюрем. Римляне уничтожили все скульптурные изображения и гербовые щиты умершего папы, подожгли здание

    1559 г н.э.

    Искоренение «протестантской ереси» в Испании.

    Карл 5, перед смертью в 1558 году, в своих наставлениях сыну Филиппу 2 напутствовал: не делать снисхождения протестантам, так как они представляют большую угрозу государству.

    Инквизитор Вальдес, имеющий репутацию борца с протестантской ересью, был приближен королем Филиппом и, по его поручению, начал уничтожать «протестантскую ересь» центром которой были города Севилья и Вальядолиде.

    В результате расследования 21 мая 1559 года состоялось первое аутодафе в Вальядолиде, на котором были осуждены 30 человек, из них 14 сожжены. Втрое аутодафе состоялось в Сивилье 24 сентября 1559 года (сожжены 21 человек), следующее аутодафе 8 октября, тогда в присутствии двух тысяч зрителей и короля Филипп 2; были осуждены 1 еврей 1 мусульманин и 26 протестантов.

    Среди осужденных было много богатых и влиятельных людей.

    1560-1598 г н.э.

    Религиозные (гугенотские) войны во Франции.

    С 1559 по 1589 год во Франции царствовали три сына Генриха 2: Франциск 2 (1559-1560), Карл 9 (1560-1574), Генрих 3 ( 1574-1589). Это были малоспособные правители, за которых правили регенты и придворные, борясь за власть. Борьба различных группировок за власть приобрела религиозно-политическую окраску.

    Франция переживала тяжелый экономический кризис и выход их кризиса французские протестанты видело в секуляризации церковных земель и передачи земли дворянству. В 1560 году были созваны для компромисса между противниками и сторонниками реформ Генеральные штаты, компромисс не был достигнут, генеральные штаты распущены. Во Франции стали происходить схватки между сторонниками той или иной религиозных партий.

    Гражданская война во Франции началась в 1562 году, когда герцог Гиз со своей вооруженной охраной напал на собрание гугенотов город Васси.

    Было много попыток примирения враждующих сторон.

    В 1572 году должен был состояться брак между сестрой короля Карла 9 –Маргаритой Валуа и сыном лидером гугенотов Генрихом Наваррским. Свадьба не состоялась. Приехавшие на свадьбу гугеноты в «Варфоломеевскую ночь» на 24 августа 1572 года были вероломно перебиты. После «Варфоломеевской ночи» стороны стали проявлять большее ожесточение друг к другу. Во Франции на юге и западе стали создаваться гугенотские государства не подчиняющиеся королю.

    Варфоломеевская ночь. Худ. Франсуа Дюбуа. 16 век.

    В середине семидесятых годов 16 века было образована «Католическая лига», в которой активное участие принимали иезуиты.

    Наиболее ожесточенные бои между протестантами и католиками проходи в восьмой по счету религиозной войне (1585-1589). В это время глава «Католической лиги» Генрих Гиз, опекавший короля Генриха 3, предпринял попытку свержения короля. Генрих 3, отдал приказ об аресте Гиза и других главарей лиги. В Париже произошло восстание против короля. Генрих 3 бежал их Парижа. Приглашенный для примирения Гиз был убит королевской охраной в королевской приемной. Католический Париж, настроенный против династии Валуа, не впустил в город Генриха 3.

    Попытка короля силой завладеть Парижем закончилась трагически для короля, он был заколот монахом-доминиканцем в 1589 году. На этом закончилась правление династия Валуа во Франции.

    Лидер гугенотов Генрих Бурбон, под именем Генрих 4, был провозглашен королем Франции. Париж не признал короля-еретика.

    Брат убитого Генриха Гиза – Карл Майенский, опираясь на военную поддержку испанского короля Филиппа 2, начал войну с Генрихом 4. В Париже вошли испанские войска.

    Во Франции началось крестьянское восстание, которые нападали на дворян, сборщиков налогов и солдат. 1590-1591 годы были временем полной разрухи во Франции. Разоренная грабежами обеих армий, страна переживала глубочайший хозяйственный кризис и голод.

    Ни одна из сторон не могла одержать победу. В этой ситуации для примирения враждующих сторон, 15 июля 1593 года Генрих 4 перешел в католичество. Париж его принял, где в 1594 году он был официально коронован.

    После коронации королевские войска были брошены на подавление крестьянских восстаний и на борьбе с испанскими завоевателями.

    В 1598 году испанские войска потерпели поражения от войск Генриха 4 около города Вервье (испанские Нидерланды).

    Гугенотские войны завершились изданием в 1598 году «Нантского эдикта». Эдикт объявлял католицизм государственной религией Франции. Католическому духовенству возвращались земли и конфискованное имущество. Гугеноты получили право исповедовать свою религию, они получили право собирать церковные съезды, у гугенотов оставалось около 200 городов-крепостей ( Ла-Рошель, Монпелье…)

    От девиза Парижа: «Единый бог, единый король, единый закон, единая вера» в части веры пришлось отказаться. Многие гугеноты, в этих условиях, стали переходить опять в католицизм. Весь период своего царствования Генрих 4 (1594-1610) занимался укреплением французского абсолютизма

    1562-1563 г н.э.

    Шотландия – становится протестантским государством.

    В 1562—1563 гг. королева Мария Стюарт официально признала протестантство в качестве государственной религии страны и утвердила порядок распределения церковных доходов на религиозные и государственные нужды.

    1565-1668 г н.э.

    «Компромисс дворян» и восстание иконоборцев в Нидерландах.

    В 1565 году, был в Нидерландах организован союз дворянства под названием «Компромисс дворян», который возглавил Вильгельм Оранский ( граф Нассауский и принц Оранский, имел обширные владения в Нидерландах). Дворяне подали наместнице испанского короля Маргарите Пермской (сестра Филиппа 2) петицию, в которой, выражая преданность «его величеству королю Испании» требовали отмены инквизиции и созыва Генеральных штатов. Маргарита Пермская довела требование до Филиппа 2, король не прошел на значительные уступки. Протестанты (кальвинисты) развернули по всей стране антииспанскую и антикатолическую пропаганду. Католики, почитающие иконы, были обвинены в идолопоклонничестве. Недовольство охватило широкие слои населения. Восстание началось с иконоборческого движения, повсеместно началось разрушение церквей. Общее число церквей и монастырей, подвергшихся погрому, исчислялось в несколько тысяч. В этих условиях королевским указом кальвинизм был разрешен, как дополнительная религия, инквизиция прекратила свою деятельность.

    23 августа 1567 года десятитысячное испанское войско оккупировали Нидерланды, правительница Маргарита Пармская была смещена, был установлен генералом Альбой оккупационный режим с массовыми арестами и казнями.

    В стране началась партизанская война против оккупантов. Вильгельм Оранский, бежавший с кучкой приверженцев в Германию, также начал борьбу с Альбой, опираясь на помощь немецких протестантских князей и французских гугенотов. Наемная тридцатитысячная Армия Вильгельма Оранкого в 1568 году вторглась в Нидерланды, но поражение от испанских войск.

    Наказания в Средние Века.

    1566-1572 г н.э.

    Папа Пий 5.

    Гислиери - будущий папа, был из бедной семьи, в 14 лет стал монахом в доминиканском ордене. Человек суровый, аскет, требующий от себя и от других соблюдения многих религиозных запретов. Говорили, что он хотел весь Рим превратить в один большой монастырь. Инквизиция безоговорочно приводила в исполнение соборные постановления, изгоняя епископов-карьеристов, бродячих монахов и неповоротливых приходских священников. Пий V никогда не смягчал приговоров церковных судов, разрешал пытки и тяжкие наказания. Труднее было Папе проводить реформу в других странах. Религиозные войны не способствовали реализации контрреформационной политики Папы.

    1570 -1588 г н. э.

    Филипп 2 пытается реставрировать в Англии католицизм.

    В Риме, как и в Испании, при папе Пие 5 был наведен религиозный порядок.

    Папа, опираясь на испанского короля Филиппа 2, организовал крестовый поход католических стран против турок, и турецкий флот был уничтожен.

    Испанский король Филипп 2, как и е ого отец Карл 5 мечтали о создании мировой католической державы. Основным препятствие на пути к гегемонии в мире была Англия, где бурно развивались новые капиталистические отношения.

    В то же время на протяжении десятков лет английские флибустьеры грабили и топили испанские суда и английские власти поступали не по- христиански, защищая пиратов от испанского возмездия.

    Началась попытка наведения религиозного порядка в Англии, куда с тайными миссиями стали направляется иезуиты. В 1570 году папа Пий 5 издал буллу об отлучении королевы Елизаветы Тюдор от власти, стали готовится операции по физическому устранению. По мнению католиков, на английский престол должна взойти Марии Стюард (правнучкой короля Генриха VII Английского) – бывшая королева Шотландии, которая после свержения её с шотландского престола в 1567 году проживала в Англии.

    Участники заговора были связаны с испанским королем Филиппом 2. В 1572 году заговор был раскрыт, Марию Стюард, были отправлены в тюрьму. Через тюремщиков Мария Стюард продолжала вести переписку с главой  заговорщиков Энтони Бабингтон, который намеривались освободить Марию Стюард и возвести английский престол. Переписка была перехвачена разведкой королевы Елизаветы.

    Энтони Бабингтон и тринадцать его сообщников были казнены 20 сентября 1586 года.

    Мария Стюард была казнена 8 февраля 1587 года.

    Папа Сикст V призвал всех католиков к войне с Англией. Филипп 2 снарядил флот в 1588 году, получивший название «Непобедимая армада» Флот направился к берегам Англии с целью разгрома английского флота и свержения королевы Елизаветы, но потерпел сокрушительное поражение у берегов Англии.

    1572-1609 г н.э.

    Нидерландская революция.

    1 апреля 1572 года отряды морских гёзов (революционеров или точней пиратов) захватили небольшой город Бриль. Это дало толчок к восстанию против испанцев. Везде испанские гарнизоны захватывали и обезоруживали солдат. Наместник испанского короля Альба стал расправляться с восставшими жестокими методами, но восстание не удавалось подавить. В 1573 году Альба был отозван в Мадрид, и на его место назначен гибкий и дипломатичный генерал Рекезенс, который добился дипломатическим путем определенных успехов. Переломный момент наступил после смерти генерала Рекезенса, испанская армия потеряла дисциплину и стала безнаказанно грабить население, что привело к усилению сопротивления королевским войскам.

    4 сентября 1576 года власть в Брюсселе захватили восставшие и образовали «Генеральные штаты», испанцы стали проводить военные операции как во вражеской стране. 4 ноября 1576 года ими был сожжена и разрублена экономическая столица Нидерландов г. Антверпен, было казнено 8 тысяч жителей.

    На некоторое время Испания протерла контроль над Нидерландами повсеместно. Испанцы заключили с Генеральными штатами 12 февраля 1577 года «вечный эдикт» по которому испанцы должны были покинуть Нидерланды. Но испанцы не покинули Нидерланды, а, реорганизовавшись, продолжили попытки военного умиротворения.

    В 1609 году Генеральный штаты заключили с Испанией перемирие сроком на 12 лет. Испания фактически признала независимость Северных Нидерландов, оставляя за собой Южные Нидерланды.

    1594 г н

    Изгнание иезуитов из Франции.

    27 декабря 1594 года было совершено покушения на французского короля Генриха 4. Когда король принимал придворных, ученик иезуитского колледжа, нанес ему удар ножом в области рва, король был ранен. Иезуиты были изгнаны из Франции. Парламент Франции вынес постановление: «Иезуиты, возмутители спокойствия, враги государства и растлители юношества, должны убраться из королевства в течение 15 дней, с конфискацией имущества в пользу короля.

    Первая половина 17 век

    Шведская интервенция.

    России, Польше, Германии… в первой половине 17 века пришлось отражать шведскую интервенцию.

    Длительные войны вела Швеция почти со всеми соседями с целью завладения всем побережьем Балтийского моря, превращения Балтийского моря в «шведское озеро».

    С другой стороны, война протестантской Швеции со своими соседями была частью мировой религиозной войной католиков с протестантами.

    1603 -1617  г н.э.

    Иезуиты возвращаются во Францию.

    После изгнания иезуитов из Франции в 1594 году, король Генрих 4 Наваррский получил в их лице непримиримых врагов. Иезуиты вынашивали планы физического устранения короля, и вели активную анти королевскую пропаганду, подстригая против короля Франции влиятельных католиков во всем мире. Среди окружения короля были люди симпатизирующие иезуитам. В этих условиях, Генрих старается показать себя примерным католиком, и в 1603 году разрешает иезуитам вернуться во Францию, где они обосновываются основательно. Примирение с иезуитами не спасло Генриха 4 от смерти от рук католического фанатика.

    Когда Генрих 4 в мае 1610 года хотел отправиться с войском в Германию для поддержки протестантов в борьбе с Габсбургами, его жена Мария Медичи, вступившая в заговор с иезуитами, уговорила Генриха его короновать её в Сен-Дени. На следующий день, после коронации (14 мая) король был убит католиком фанатиком. Мария Медичи стала регентшей при несовершенно летнем короле Людовике 13 . Благодаря покровительству Марии Медичи иезуиты избежали преследования.

    После провозглашения молодого короля совершеннолетним в 1614 году, Мария Медичи до 1617 года удерживала власть в своих руках, затем молодому королю, опираясь на окружение, удалось отстранить её от власти.

    1605 г н.э.

    Папа Лев 9

     Знак ордена иезуитов в 16 веке.

    Папа Лев 9 объявил о намерениях повести ряд реформ церкви, реформы предполагали упразднение орденов доминиканцев и иезуитов. Иезуиты отравили папы, на 24 день понтификата.

    1605-1621 г н.э.

    Папство при папе Павле 5.

    Влияние папства на католические страны продолжало ослабевать. В Испании, главной опора католицизма в 16 веке, при короле Филиппе 3 наметился упадок. Папы стали искать опору в католической Франции. В протестантских странах католики подвергались гонениям. Церковь, стремясь, вернуть государства к порядкам средневековья, преследовала ученых.

    В Венеции был светским судом приговорен к смертной казни монах, который задушил сопротивляющуюся попыткам изнасилования десятилетнюю девочку, так же были осуждены другие священнослужители за сексуальные преступления.

    Папа Павел 5 потребовал отмены решений светского суда Венеции и передачи духовных лиц для суда церковным властям. Власти Венеции решительно отказались выполнить требование Папы.

    Начался период противостояния между Венецией и Папством. Из Венеции были изгнаны все иезуиты. Власти Венеции потребовали подчинения священников в Венеции светским властям.

    Папа Павел 5 отлучил власти Венеции от церкви, и предпринял попытку организовать против Венеции «крестовый поход». Но ни Испания, ни Франция не поддержали военную авантюру Павла 5. При посредничестве Франции был заключен между Венецией и Папским государством мир, при этом, венецианцы не согласились на возвращение в Венецию иезуитов.

    1605 г н.э.

    Пороховой заговор.

    Король Англии Яков 1 запретил преследование католиков. В Англии образовалась католическая партия, под руководством иезуитов, влияние иезуитов в Англии возросло. Яков 1 стал предпринимать меры по ограничению их деятельности.

    Иезуиты поставили перед собой цель свержения существующей власти. Они намеривались взорвать парламент, когда там должен был выступать король. Заговор  был раскрыт. Его участники были казнены, начались репрессии против католиков.

    1608-1609 г н.э.

    Образование «Евангелической унии» и «Католической лиги».

    Протестантские князья Южной и Западной Германии перед угрозой контрреформации объединились в 1608 году в «Евангелическую унию» во главе которой стал Рейнский Фридрих.

    В ответ на создание военно-политического протестантского союза католические князья организовали в 1609 году Католическую лигу. Во главе католического военно-политического союза стал Максимилиан, герцог Баварский. Католическая лига была создана при участии императора Рудольфа 2 и папы Павла 5.

    1609 г н.э.

    Антигабсбургское восстание в Чехии.

    Чешское дворянство, объявив о своем неповиновении императору «Священной Римской империи» Рудольфу 2 и в 1609 году организовало временное правительство, созвало военное ополчение. Правительство выступило с требованием к императору Рудольфу 2 с признанием религиозных прав чехов, право на свободу церковной организации. Рудольф 2 предоставил чехам право строить протестантские церкви, Пражский университет перешел в руки протестантов.

    1618 -1625 г н.э.

    Чешский период тридцатилетней войны.

    Император Священной Римской империи Матвей (1612-1619), не смотря на достигнутые с чехами соглашение о свободе церковной организации, опираясь на католическую церковь, стал притеснять протестантские организации чехов, что в итоге привело к восстанию против немецкого владычества в 1618 году.

    23 мая 1618 года из окон пражского замка были выброшены три королевских советника, управляющие Чехией во время отсутствия короля. Чехи-дворяне образовали временное правительство во главе с графом Турном. Иезуиты и ряд высших лиц католической церкви были изгнаны из страны... В 1619 году император из династии Габсбургов Фердинанд 2 сменил на престоле умершего Матвея, чешские дворяне выбрали королем Чехии руководителя Евангелической унии Фридриха Пфальцского. В вооруженной борьбе с Габсбургами евангелическая уния ренальной помощи Чехии не оказала из-за разногласий внутри лиги. Католическая лига, перейдя в наступление, в решающей битве 8 ноября 1620 года разбила чешские войска, католики заняли Прагу, и началась жесточайшая реакция. Фридриха Пфальцский бежал из Чехии. 21 июня 1621 года в Праге были казнены 27 руководителей восстания. В Чехии была полностью восстановлена католическая церковь. Немецкий язык объявили единственным государственным языком, чешские земли были конфискованы у дворян. Чешская интеллигенция была вынуждена эмигрировать в протестантские княжества. Немцы в Чехии действовали, как во вражеском государстве, уничтожая все, что было связано с ческой культурой. Была уничтожена протестантская литература. Чешская религиозная школа перешла в руки иезуитов.

    Религиозные войны. (Бедствия войны). Худ. Ж.Калло. 1663 год. Швейцария.

    1621-1623 г н.э.

    Понтификат папы Григория 15.

    Григорий 15 был активным пропагандистом Контрреформации , опирался он на иезуитов, канонизировал основателя ордена иезуитов Лойолу. По инициативе папы в 1622 году была создана Священная Конгрегация Пропаганды, которой подчинялись все католические миссии. Задачами Конгрегации была подготовка миссионеров, обеспечение миссий духовной литературой, противодействие использованию христианской миссии в политических целях.

    Активизировалась деятельность иезуитов по всей Европе. Иезуиты поджигали протестантские храмы, нанимали шайки для нападения на протестантов. Для увеличения папской казны широко развернулась торговля индульгенциями.

    Преследование протестантов иезуитами широко развернулось по всей Франции, чему способствовал кардинал Ришелье, правивший за короля Франции Людовика 13.

    Смерть 8 июля 1623 года остановила деятельность немолодого (69 лет) талантливого политического и религиозного деятеля Григория 15.

    1624-1642 г н.э.

    Франция во власти кардинала Ришелье.

    Король Людовик 13 не был способен к занятиям государственными делами - это способствовало к интригам вокруг королевского трона. Не смотря на то, что окружение короля отстранила королеву-мать Марию Медичи от власти, влияние этой женщины во Франции было высоко во многом благодаря таланту её советника епископа Ришелье, который посредством иезуитов имел тесные связи с Римом. В 1622 году Папа Григорий 15 утвердил Ришелье в должности кардинала.

    Мария Медичи, добившись возвращения в Париж, настойчиво рекомендовала сыну своего советника Ришелье главой Французского правительства. После вступления в должность Ришелье стал фактическим правителем Франции, королева Мария Медичи потеряла контроль над его деятельностью.

    До 1630 года Ришелье избегал конфликтов с папским престолом, он не вмешивался в бушевавшую в Европе Тридцатилетнюю войну, но после нападение поддерживаемых Папой испанцев на южные области Франции, захвативших крепость Касаль, он решительно выступил противником Габсбургов и Папы…. и Марии Медичи. Король Франции Людовик 13 принял сторону кардинала, королева Мария Медичи бежала во владения Габсбургов.

    В 1635 году Франция, руководимая Ришелье, вступила в тридцатилетнюю войну на стороне протестантов и достигала значительных успехов в борьбе против Испании.

    1623-1644 г н.э.

    Кардинал Барберино захватывает власть в Ватикане.

    В период ожесточения бушевавшей в Европе «тридцатилетней войны» к власти в Ватикане пришел кардинал Барберино, используя силовые методы в борьбе с противниками.

    После смерти папы Григория 15 вокруг папского престола развернулась ожесточенная борьба. Во время этой борьбы кардиналом Барберино были организованы вооруженные отряды из своих родственников и наемников, которые терроризировали населения Рима с требованием утвердить на папском престоле кардинала Барберино. Во время выборов эти отряды девствовали под лозунгом «Либо смерть и пожары, либо папа Барбендина. После того как несколько противников Барбердино умерли от яда, выборщики дрогнули и избрали папой Барберино под именем Урбан 8 (1623-1644).

    Барберино боялся победы католиков Габсбургов в этой войне и поэтому занимал или нейтральную позицию, или поддерживал в войне в зависимости от своей выгоды ту или иную сторону.

    Главной заботой папы Урбана 8 были интересы ого семейства. Наиболее доходные должности были переданы родственникам. Моральный авторитет папы критиковали как католики, так и протестанты. Авторитет папства, в период его правления, в католическом мире упал до катастрофически низкого уровня.

    1625-1629 г н.э.

    Датский период тридцатилетней  войны.

     Заговор.(Похвала глупости.) худ. Ганс Гольбейн.

    В 1625 году Дания при поддержке Англии и Голландии начали войну против Католической лиги под предлогом защиты протестантского населения Германии. Император Фердинанд 2 независимо от Католической лиги создал наемную армию в Чехии под командованием Валленштейна. Валленштейн провозгласил доктрину: армия должна сама себя кормить. Армия Валленштейна (1583-1634) совместно с армией Католической лиги нанесла поражение датской армии и её союзникам. Дания пошла на мир на условиях восстановления свтуса-кво и отказа от вмешательства в дела Германии. Наемники Валленштейна занялись грабежом владений протестантских князей, и возвратом католикам конфискованного имущества, что вызвало сильное противодействие. Действия армии Валленштейна вызвали недовольство и католических князей, так как он не считался с их интересами. Чтобы успокоить своих союзников, Фердинанд 2 в 1630 году отправил в отставку полководца Валленштейна.

    1630-1635 г н.э.

    Шведский период тридцатилетней  войны.

    В этот период в войну с Габсбургами вступают Швеция и Франция. Между Францией и Швецией было заключено соглашение: шведский король Густав Адольф посылал в Германию свою армию, которой финансовую правительство Франции, возглавляемое Ришелье. Шведский король выступал в роле спасителя пострадавших от Габсбургов протестантских князей. Высадившиеся в Германии шведские войска стали успешно развивать наступление, нанося поражение армии католиков. В сентябре шведы нанесли поражение Католической лиги в битве при Бреййнтенфельде. Затем последовало поражение католиков на подступах к Австрии, погиб полководец католической лиги Тилли. Положение Габсбургов стало критическим. И король Фердинанд 2 стал просить Валленштейна возглавить армию католиков. Выступивший  против шведской армии Валленштейн, в решающей битве при Люцине не смог одержать победу, но в ходе сражения погиб шведский король Густав Адольф, и шведский канцлер принял решение вывести шведские войска из Южной Германии. Валленштейн стал действовать без оглядки на императора, вел переговоры за спиной у императора Фердинанда 2, императором вторично был отстранен его от командования армией, затем был убит подкупленными офицерами. Под командованием нового полководца императорская армия нанесла поражение шведам в сентябре 1624 года и подвергла опустошению северные протестантские области. Протестантские князья пошли на примирение с императором.

    1635-1648 г н.э.

    Франко-шведский период тридцатилетней  войны.

    Франция возобновила военный союз со Швецией и начала военные действия против Габсбургов. Французские войска одновременно начали наступление в Германии, Нидерландах, Италии на Пиренейском полуострове. К войне на стороне Швеции и Франции присоединились Голландия, Венеция и другие государства. Войска Габсбургов терпели одно поражение за другим. В 1646 году союзные войска вторглись в Баварию и стали угрожать Вене. Император Фердинанд 2 в 1645 году вынужден пойти на мирные переговоры. Переговоры закончились лишь осенью 1648 года Версальским конгрессом, который признал за имперскими князьями право самостоятельных дипломатических отношений с другими странами. По заключенному Вестфальскому миру Швеция и Франция увеличили свои владения за счет владений Габсбургов. Независимыми государствами были признаны Голландия и Швейцарский союз. Война Франции с Испанией, закончилась в 1659 году Пиренейским миром.

    Помимо значительных территориальных потерь, Германия была чрезвычайно разорена войной, которая велась на её территории, население сократилось почти на половину, промышленность Германии захирела, пахотные земли превратились в пустоши заросшие лесом…


    Поражение Габсбургов в тридцатилетней войне ознаменовали окончательную победу реформаторских сил в Европе над контр реформацией, т.е. новой капиталистической идеологии  над средневеково католической идеологией.

    Семь смертных грехов. Худ. Ханс Бальдунг. 1511 год.

  • главная