Франко Сакетти (1330-1400) о христианском ханжестве Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Упадок нравов  в конце 14 века. Франко Сакетти  (1330-1400) о христианском ханжестве.

Монах тайком пьет вино в монастырском погребе.(Средневенковая миниатюра)

  • Религии мира.
  • В  14 веке  католическая церковь повсеместно теряет свой авторитет.  Это в основном происходит из-за возрастания материального благополучия в обществе, применении в промышленности и сельском хозяйстве  приемов труда и орудий производства  позволивших повысить производительность труда, широкого распространения торговли. В европейских городах к власти приходят «денежные мешки»: купцы и промышленники, заработавшие деньги коммерцией. Всему мерилом в обществе становятся денежные отношения. В общем потребительском ажиотаже участвует и духовенство.

     Данте.

    В это время личностями стали ощущать себя те, кто имеет деньги, у них появилась уверенность в себе. Они поняли, что в этой жизни заработать большие  деньги и достигнуть успеха можно только вступаю в сделку со своей совестью. На основании того, что они имеют деньги и власть, люди стали считать себя если не равными Богу, то очень близки к Богу или избранными Богом.

    В это время появилась формула: «Бог создал людей одинаковыми, но благодаря своим личным качествами некоторые люди становятся ближе к животным другие ближе к Богу».

    Под личными качествами понималась, в первую очередь,  способность утвердиться  над себе подобными имея деньги, на которые, кстати, можно и купить индульгенции, то есть прощение грехов.

    Итальянский писатель Франко Сакетти в  новелле СХХ1, рассказывает о магистре, человеке ученом и одаренном из города Феррары. О его шутовстве в церкви.

    У  магистра Антонио был порок - он любил азартные игры. Однажды  он играл  на деньги целый день  и проиграл все, что у него было.

    После этого магистр пошел церковь и решил отомстить Богу за то, что тот его не поддерживал в игре. Он подошел к распятью, забрал там установленные прихожанам свечи и отнес их на могилу поэта Данте и установил там.

    Архиепископу доложили об этом, и он вынужден был,  по долгу службы, пригласил в  свою резиденцию магистра, как еретика,  там он   спросил: «Зачем Антонио это делал?»

    На что магистр ответил: «Что Иисус Христос ничего для него не делал кроме зла. А отдал светильни Данте потому, что Данте заслуживает более почестей, чем Иисус Христос, так как созданная Данте «Божественная комедия» превыше человеческого разумения, а писания евангельские  - грубы и невежественны».

    Далее цитирую Франко Сакетти  дословно:

    «Архиепископ чувствовал себя неловко, но сказал:

    «Значит, вы играли и проигрались? Приходите в другой раз.

    А теперь идите с богом, или если хотите с чертом.

    На этом они расстались».

    «Когда синьор  (правитель города),  узнал о проделке Антонио, он пришел в хорошее настроение,  пригласил магистра Антонио, долго с ним потешался, вспоминая о свечах, а затем  наградил Антонио, чтобы тот мог продолжить игру».

    В  новелле СХХ5 «Франко Сакетти»  говорит о ханжестве раздающих милостыню.

    Некий богатый  человек, Франко Сакетти в новелле говорит, что это был король Карл Великий, имел привычку  отдавать объедки со своего стола приглашенному нищему, который ел на земле у трона.

    Когда короля спросили: «Зачем он это делает», король ответил: «Этот нищий во Христе, а милостыню, которую я ему подаю, я подаю Христу.

    Еврей, присутствующий при этом, заметил: «Такая раздача милостыни, глупа!»

    Он сказал королю: «Если нищий это Иисус Христос, то почему ты кормишь его объедками, когда должен был усадить его на свое место и питаться объектами с его стола…»

    По  этому поводу Франко Сакетти замечает:

    « Я бы мог перечислить тысячу вещей, из которых худшее отдаем мы самому Господу, который даровал и предоставил нам все… Лицемерие подчинило себе человеческую веру».

  • главная