Английские философы конца 13 века – начала 14 века у истоков Западного мышления. Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Английские философы конца 13 века – начала 14 века у истоков Западного мышления.

 

Монах. Средневековая кукла марионетка. Италия.  Палермо. Музей кукол. Фото Лимарева В.Н.

Английский философ Роджер Бэкон  (ок.1214-1294)

 

Роджер Бэкон  проповедовал, что опыт – основа познания.

Он считал, что только математика, как наука,  наиболее достоверна и несомненна. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. Бэкон выделял два типа опыта: 1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни; и 2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства. Он касается только материальных предметов. Но существует ещё духовный опыт, утверждал Бэкон, который возможно познать только избранным людям через мистическое состояние, через внутреннее озарение. Данная идея предвосхитила собой появление идей об эвристическом озарении   (неосознанном мышлении) и роли интуиции в науке  науке.

Кроме того, Роджер Бэкон  известен как конструктор приборов и механизмов особую славу принесли ему смелые догадки относительно будущих изобретений и открытий, изложенные в «Посланиях о тайных действиях искусства и природы и о ничтожестве магии». Так, им высказываются идеи создания очков, подзорной трубы, телескопа, безопорного моста, самодвижущихся повозок и кораблей, летательного аппарата, аппарата для подводного погружения, военных зажигательных стекол и др.

Последние годы жизни, как еретик провел в тюрьме.

 

Философ из Шотландии Иоанн Дунс Скот (1265/1266-1308)

Иоанн Дунс Скот  утверждает, что предметом теологии является Бог, а предметом философии является бытие.
Знание о Боге имеет лишь сам Бог, поэтому наше знание может основываться лишь на том, что сообщит нам сам Бог.

Человек свободен, но он подчиняется божественной воле и действует по законам, установленным Богом.
Свободно действует человек в мире, которому Бог дал моральные законы.
Эти моральные законы, принципы нравственности, 
человек свободно соблюдает или не соблюдает.

Резче других схоластиков различая веру от знания, Д.Скот решительно отрицал подчиненное отношение наук к теологии. 

Теоретические познания о Божестве мы имеем лишь настолько, насколько это необходимо для нашего духовного благополучия; при этом Божество познается нами эмпирически через испытывание Его действий, частью в физическом мире, частью в историческом откровении. Бога мы не можем понимать, а только воспринимать в Его действиях.

Рассматривая мир и мировую жизнь в их положительных и отрицательных свойствах, разум познает Божество как совершенную первопричину, целесообразно действующую, но о собственной индивидуальной действительности Божией мы можем иметь лишь смутное познание.

 Внутренние определения божества (троичность и др.), сообщаемые в христианском вероучении, не могут быть выведены или доказаны разумом; они не имеют также характера истин самоочевидных, а принимаются лишь в силу авторитета их сообщающего.

Однако, эти данные откровения, будучи свыше сообщены человеку, становятся затем предметом разумного мышления, извлекающего из них систематическое знание о вещах божественных.

 

Английский философ Ульям Оккам (1280-1349)

 Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нём возможно только вероятное, но не достоверное знание.

Ульям Оккам говорил: поскольку бытие не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление этой доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии.

Уильям Оккам, был сторонником прогрессивной на тот момент времени теории “двойственной истины”, суть которой заключалась в разграничении областей философии и теологии. Философии отдавалась область знания (естественный мир), теологии - область сверхъестественного. Главным смыслом теории “двух истин” было утвердить независимость науки и философии от вероисповедных догм теологии. Кроме того, Оккам не делал ни малейших попыток объяснить истины веры при помощи разума, наоборот, в своих сочинениях он говорит о невозможности такого объяснения и о “прозрачности” некоторых религиозных истин, данных вере в Откровении, что никоим образом не могло устраивать служителей церкви. Вследствие этого Оккам при жизни подвергался гонениям со стороны служителей церкви, а после его смерти долго существовал запрет на его труды, как еретические. Оккам остался в истории как непримиримый борец против папства, немало сделавший, чтобы дискредитировать этот институт.

Отделив философию от теологии, Оккам дал толчок к научному исследованию. Кроме этого некоторые труды Оккама, например, по логике и семиотике не потеряли своей актуальности и в наши дни. Также прогрессивными для своего времени его взгляды на вопросы права, государственного устройства и веры.

Философия Оккама является звеном, предшествующим возникновению естествознания и философии Нового времени.

  • Джон Виклиф (Уиклиф) заложил основы Реформации.
  • главная