Лимарев В.Н.
Ордалий - «суд
божий».
Когда вершился суд в
средние века, и судье не ясно было:
виновен или нет человек или если
обвиненный человек настаивал на своей
невиновности, применяли в судебной практике ордалий, что означало «суд божий».
Суд божий заключался в
том, что человек, настаивавший на своей
невиновности, подвергался какому-нибудь
испытанию, которое показало бы, на чьей стороне Бог. Таких испытаний было очень много: испытание
огнем, испытание железом, испытание водой и судебный поединок.
Испытание огнем заключалось в том, что подсудимый должен был пройти
сквозь пылающий костер или по горящим углям;
если он оставался невредим, значит, был невиновен.
Испытуемый
железом должен был взять раскаленный докрасна кусок
железа и пройти с ним три шага. После этого руку завязывали, а через три дня
рассматривали следы ожога и по внешнему
виду раны решали, за или против подсудимого Бог.
Испытание водой, одно из
самых частых, происходило так: испытуемого
бросали в воду; если он сразу шел ко дну, значит, не виновен, если же держался
некоторое время на воде, значит вода, чистая стихия, не принимала грешника.
В судебном поединке обвиняющий и обвиняемым вступали в бой: побежденный и
считался виновным. При этом неравенство
сил противников не принималось в расчет. Так как исход поединка зависел от воли
божьей, то слабый мог одолеть сильного, лишь бы на его стороне была правда.
главная