Лимарев В.Н.
Ополчился я ни против отдельных
лиц,
а против пороков я ополчился.
(Эразм
Роттердамский, Писано 10 июля 1508 года).
Христианская вера
сродни глупости.
(Эразм
Роттердамский: «Похвала глупости», гл. 66)
Христианская
вера, сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно не совместима.
Если хотите
доказательств, то вспомните, прежде всего, что ребята, женщины, старики и
юродивые особенно любят церковные обряды и постоянно становятся все ближе к
алтарю, покорные велениям своей природы.
Позвольте
спросить: кто такие были основатели христианства? Люди удивительно
простодушные, жестокие враги всякой учености.
Наиболее
безумными кажутся те, кого воодушевляет христианское благочестии. Не обращают
они внимание на обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между
друзьями и врагами, и в ужасе бегут от наслаждений, предаются постам, презирают
жизнь и стремятся единственно к смерти,- во всем действуют наперекор здравому
смыслу, словно душа их обитает не в теле, но где-то в другом месте.
То это
такое, если не помешательство?
Удивляться
ли после этого, что апостолов принимали порой за пьяных.
Блаженство,
которое христиане стараются достигнуть ценой стольких мучений и трудов, есть не
что иное, как некая разновидность безумия. …
Известна аллегория
Платона: Люди, сидящие скованными в пещере, созерцают только тени и подобие
вещей. Один из узников выбегает наружу, видит самые вещи и, воротившись в
пещеру, начинает убеждать остальных, что они заблуждаются и ничего не знают
кроме теней. Люди в пещере упорно держатся за свои ошибки, и издеваются над
воротившимся в пещеру, как над помешанным, и изгоняют его.
Подобно
этому, люди занятые одними телесными вещами, склонны думать, что ничего другого
не существует. Напротив благочестивые праведники, призирающие все, что имеет
отношение к телу, и стремятся лишь к созерцанию невидимого мира. Первые больше
всего помышляют о богатстве и удовлетворении своих телесных нужд, другие не
желают заботиться о теле, призирают деньги.
Разительно
различие между, живущими по уставам мира сего, и благочестивыми праведниками.
Праведники стремятся
к тому, чтобы ничего не иметь с внешним миром, стараются быть тупыми и бесчувственными
к телесным впечатлениям, например таким: голод, сонливость, гнев, гордость,
зависть, плотские вожделения. В тоже же время остальные люди считают, что без
этих впечатлений прожить невозможно.
Убегают
праведники от всего, что связано с телом, и стремятся к вечному, невидимому,
духовному и отсюда их несогласие с остальными людьми. Те и другие обвиняют друг
друга в безумии. Я полагаю, что название безумца больше подобает праведникам, нежели
толпе.
Эразм Роттердамский о глупости:
Примечание:
Эразм
Роттердамский(1469-1536) «Похвала глупости», перевод с латинского П,К.
Губера. Изд
.«Художественная литература» Москва 1960.
главная