Лимарев В.Н.
Отрывок из исторического романа Д. С. Мережковского:
«Воскресшие Боги. Леонардо Да-Винчи.»
Священное воинство детей
инквизиторов.
Во двор монастыря Сан-Марко утром собралась толпа детей в одинаковых белых одеждах, с масличными
ветками и маленькими алыми крестами. То было священное воинство детей-инквизиторов, учрежденное Савонаролой
для наблюдения за чистотой нравов во Флоренции.
Дети,
организованные в отряды, чего-то ждали, и вот ряды воинства заколыхались. Бесчисленные маленькие ручки замахали алыми
крестами, оливковыми ветками, и, приветствуя выходящего во двор Савонаролу, запели
звонкие детские голоса: «Свет и просветление язычников во главе народа
Израилева». Девочки обходили монаха, бросали в него желтыми весенними цветами,
розовыми подснежниками и темными фиалками: становились на колени, обнимали и
целовали ему ноги.
Савонарола с
нежной улыбкой благословлял детей.
« Да
здравствует Христос, король Флоренции! Да здравствует Мария Дева, наша
королева!» - кричали дети.
«Стройся!
Вперед!» - отдавали приказания маленькие военачальники
Грянула
музыка, зашевелились знамена, и полки двинулись. Священное воинство должно было
в последний раз обойти дозором Флоренцию для сбора «сует и анафем».
Вечером на
площади Синьории было назначено «сожжение сует».
Двор
опустел.
Купец Чиприано
прошел через двор к приору монастыря Сан-Марко, Савонароле он предложил за
статуи, картины и прочие произведения искусства, предназначенные к сожжению,
значительную сумму, затее увеличил её
вдвое.
Монах ничего
не ответил.
Отец Джироламо,
я разорю себя, отдам все, что у меня есть – сорок тысяч флоринов.
Савонарола
поднял на него глаза и спросил: « Если вы разоряете себя, и нет вам корысти в
этом деле, о чем вы хлопочите?»
Купец
ответил: «Я не хочу, чтобы сжигали произведения мудрецов и художников».
«Утешьтесь»
- ответил Савонарола – «на костре погибнет достойное гибели, ибо злое и
порочное не может быть прекрасным».
«Уверены ли
вы отец» – сказал Чиприано - что дети
всегда без ошибки могут отличить доброе от злого в произведениях искусства и
науки.
«Из уст
младенца правда исходит», - возразил монах. - «Ежели не обратитесь и не станете
как дети, не можете войти в царство небесное».
Купец,
уходя, пробормотал: «Безумие».
Савонарола
вспыхнул: «… вы пляшите вокруг золотого тельца, безумствуете во славу бога
вашего Мамона. Вы издеваетесь над монахами, плясавшими перед крестом на площади.
Посмотрим, что будет, когда я заставлю не только монахов, но и весь народ
флорентийский, плясать вокруг Древа Спасения, как некогда Давид плясал перед
ковчегом.
В это время
отряды, двигаясь к намеченной цели, во дворец Медичи.
Загремели
трубы. Застучали барабаны. И с радостным криком, смехом и пением псалмов рассыпались маленькие инквизиторы по
залпам, творя суд Божий над соблазнами искусства и науки, отыскивая и хватая «суеты
и анафемы» по наитию Духа Святого…
Перед
темною, стройною башней Палаццо Веккио, готов был костер: восьмиугольная
пирамида сколоченная из досок с пятнадцатью ступенями. На ступенях в
определенном порядке разложены
произведения искусства. Над всем возвышалось громадное чучело - изображающее дьявола,
родоначальника «сует и анафем», начиненное порохом, козлоногое, похожее на
древнего бога Пана.
Толпа ждала
торжественного сожжения.
Когда
стемнело, над толпой пронесся шепот: «Идут, идут!»
В молчании,
в сумраке, без гимнов, без факелов, в длинных белых одеждах, шли дети -
инквизиторы, неся на руках изваяние Младенца Иисуса. За ними шли монахи, клир,
члены совета Восьмидесяти…трубачи и булавоносцы.
На площади сделалось
тихо, как перед смертной казнью. На каменный помост взошел Савонарола и
произнес торжественным голосом: «Вол имя Отца и Духа Святого – зажигайте»
Четыре монаха
подошли к пирамиде с горящими смоляными факелами и подожгли с четырех концов.
Трубачи затрубили.
Монахи грянули: «Тебя Бога хвалим».
Дети звонкими голосами подхватили….
Затем монахи
вокруг костра начали пляску, распевая:
….
Опьяненные любовью
К истекающему кровью
Сыну Бога на кресте
Дики, радостны и шумны
Мы безумны, мы безумны
Мы безумны во Христе!
Мы крестиками машем
И пляшем, пляшем, пляшем.
….
Примечание:
Роман Д.С. Мережковского
«Воскресшие боги. Леонардо да-Винчи» целиком опирается на исторические
свидетельства.
Дмитрий
Сергеевич Мережковский (1865-1941) был выпускником историко-философского
факультета Петербургского университета.
Можно
усомниться в правдоподобности некоторых деталей посвященных сжиганию сует во Флоренции,
но Мережковскому удалось показать логику развития подобных ситуаций.
Итальянский
историк Пасквале Виллари (его книга:
«Джироламо Савонарола) показал о преувеличениях в описании деятельности
Савонаролы. Он в частности, обратил внимание на то, что Савонарола и его
монахи позаботились о сохранении
замечательной библиотеки, собранной Медичи.
Джироламо не был врагом науки, искусств и поэзии, он лишь хотел указать,
что каждой музе свое, подобающее ей место. (Комментарии
к роману Дм. Панченко.)
главная