Правила святого Бенедикта.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Правила святого Бенедикта.

     

  • Религии мира.
  • Бенедикт (Бенуа Нурсийский)  – аббат монастыря Мон-Кассен (Монте-Кассино) в первой половине 7 века.

     

    Святой Бенедикт. худ. Спинелло Аретино. Флорентинская школа 1383 г. Эрмитаж. (Фото Лимарева В.Н.)

    В начале 7 века по Европе путешествовали  монахи, вдохновившиеся призывом монахов-ирландцев: «странствовать во имя Бога», то есть нести Слово Господне.

    Они путешествовали и от монастыря к монастырю, и их жизнь не была жестко регламентирована. Естественно среди них было много проходимцев, то есть просто бродяг.  Их принимали в монастырях, так как Христос сказал: « Я был странником, и вы приняли меня…»

    В условиях, когда римское епископство потеряло контроль над религиозным движением в Европе, инициатива по наведению порядка среди монашеств стала переходить к  религиозным авторитетам в  местных епископствах.

    Стали создаваться монашеские уставы.

    Первоначально «Правила», составленные аббатом Бенедиктом  были приняты в 620  году в аббатстве Отрив, затем в Флори-сюр-Луар (Сен-Бенуа), ставшего в последствии главным центром монахов- бенедиктинцев, где хранятся мощи святого Бенедикта.

    Затем  «Правила» (устав) был принят многими монастырями Северной Галлии.

    «Правила» регламентировали поведение монахов в монастырях. Монахи в новых условиях не отказывались от обязательств распространять веру, по ирландским традициям, но были связаны бенедиктинскими требованиями: быть приписанными к  монастырям и основную часть своей жизни проводить в монастырских стенах.  В этих новых условиях монахи стали более охотно изучать священные книги. Бенедиктинские монастыри превратились в очаги культуры. В монастырях стали создаваться мастерские по производству церковной утвари и церковных книг. Монастыри взяли на себя обязательства обучения детей грамоте. Стали создаваться школы, в которых в основном обучали чтению и письму.

     

    Выдержки из устава святого Бенедикта.

     

    1. О послушании.

    Беспрекословное послушание.

    Сие надлежит всем, для кого ничего нет дороже Христа…

    Но само послушание тогда будет угодно Богу и приятно людям, когда повеленное исполняется, безропотно, безотлагательно, ревностно и безответно, ибо послушание оказываемое старшим, Богу воздается…

    Когда ученик подчиняется не от души и ропщет хоть не устами, а только в сердце своем, не угоден он будет Богу…если не исправиться  и не искупит вины своей, то подпадет каре, положенной за ропот.

    Говорить и поучать прилично наставнику, молчать же и выслушивать надлежит ученику.

     

    1. О собственности и личной жизни.

    Никто не смеет что-либо давать или принимать без благословения аббата.

    Без разрешения аббата нельзя иметь в виде собственности никаких вещей: ни книг, ни дощечек для письма, ни грифеля, вообще ничего.

    Монах никоем образом не должен получать писем от родных или от кого-либо из мира.

     

    1. О приеме пищи и вина.

    Два горячих блюда  и фунт хлеба  (327, 5 грамма) достаточны для всей братии на день, будет ли одна трапеза или завтрак с обедом.  Дополнять горячие блюда могут, случится, яблоки и овощи. Два блюда для того, чтобы: если кто-либо из-за болезни не может есть одно, пусть питается другим.

    Монах тайком пьет вино в монастырском погребе. Миниатюра 13 века.

    К обеду полмерки вина (четверть литра)  достаточно на день для каждого.

    Если случится большая работа, то от аббата зависит, нужно ли прибавить, но избегать нужно объедания. Аббат может так же добавить вина, если  условие местности или большой труб, но чтобы не дошло до пьянства.

    Пить вино не монашеское дело (в настоящее время убедить в этом монахов не получается), но мы считаем, что вино можно пить не до пресыщения, а умеренно, ибо «вино развращает и разумных».

    От употребления в пищу  мяса четвероногих нужно воздерживаться, кроме совершенно слабых и больных.

     

    4. О ежедневных трудах.

    Праздность – враг души.

    Посему в определенное время братия должна быть занята  трудом телесным, в другое время  - душеспасительные беседы.

    Если местные условия иди бедность потребуют, чтобы монахи сами занимались сбором плодов (сельхозработами), да не огорчаться, ибо тогда они воистину монахи, так как живут трудом рук своих, как отцы наши и апостолы.

    Летний режим:

    Начать работу утром и работать четыре часа.

    Затем два часа  пусть слушают чтения.

    Затем трапеза.

    После трапезы отдых на ложах, при полном молчании два часа.

    Если кто захочет в это время читать для себя, пусть читает так, чтобы не беспокоить других.

    Затем опять работа четыре часа до вечера.

     

    В сорокадневный пост перед пасхой с утра три часа пусть слушают чтение, а затем  семь часов работают, что им прикажут. В эти дни выдавать всем книги из библиотеки для чтения. Когда братия читает, два старца должны быть приставлены, чтобы обходить братию и смотреть, чтобы братия во время чтения не впала в уныние, предавалась праздности и празднословию…

     

    1. О принятии новых братьев.

    Если кто вновь приходит для вступления в монастырь, не делать ему вступление легким, ибо говорит апостол: «Испытывайте  духов, от Бога ли они…»

  • главная