Лимарев В.Н.
Как сформировалось феодальное государство во Франции.
Формула,
определяющая вассальную зависимость во Франции:
"Вассал
получает от синьора феод и, после оммажа, дает клятву
верности".
В одной из
присяг на верность вассала синьору есть
такте слова: «Вассал клянется служить синьору
против всех мужчин и женщин, как живых, так и мертвых…
В сражении он должен дать убить себя, чтобы защитить своего синьора».
Синьор - это богатый человек, сановник или
крупный собственник.
Вассал – это слуга сеньора, он прислуживает
своему господину за столом, обязан повиноваться ему и всюду за ним следовать.
Феод – это пожизненное право
пользования каким-то имуществом
приносящим доход, в большинстве случает это земельные наделы, позже при
образовании феодального государства феодам являлась так же чиновничья
должность.
Оммаж – ритуал посвящения в вассалы. Будущий вассал является к синьору с обнаженной головой и без оружия. Он
опускается перед синьором на колени, кладет свои руки в руки синьора и объявляет, что становится его
человеком. Синьор целует его в уста и
поднимает на ноги.
Клятва верности –
Он обязуется помогать синьору во всех его военных компаниях и по его первому требованию выступить в военный
поход. Вассал клянется не причинять
вреда синьору: не покушаться на его честь, имущество, ни на его семейство. Он
так же обязуется поддерживать феод в надлежащем состоянии, чтобы он не терял
своей стоимости и защищать феод от посторонних лиц. В случаях, оговоренных
заранее, часть дохода от феода вассал передавал
своему сеньору.
Договор
между синьором и вассалом пожизненный и
прерывается только после смерти одно из них.
Если погибал
сеньор, то феод немедленно переходил к новому синьору. Вассал может сохранить
феод, если новый синьор даст ему феод во временное владение и возьмет с него
клятву верности.
Если погибал
вассал, то феод переходил во владение синьора и тот по своему усмотрению передавал
его новому владельцу. В большинстве случаев это были сыновья погибшего, так как
в средние века была сильна традиция, по
которой сын наследует должность отца. В
любом случаи синьор заключает договор с новым владельцем.
Синьор
осматривает феод, который предполагает передать новому владельцу и вручат
новому владельцу какой-либо предмет символ владения: палку, перчатку, копье и
т.д. И, разумеется, новый владелец после оммажа, дает
клятву верности.
Начиная с 11 века установилась практика передачи
владения феодом по наследству. Если после смерти вассала оставались малолетние
дети, то сеньор брал феод вместе с
опекой над ребенком до его совершеннолетия (между 14-21годами). Достигнув совершеннолетия, молодой человек посвящался в рыцари, проходил
процедуру оммаж,
давал клятву и вступал во владения феодом.
Взаимоотношение
между синьором и вассалом долгое время регулировалось только кодексом чести и
рыцарской моралью.
Синьория
была государством в миниатюре, т.е. она имела собственное войско, свой свод
законов и правил взаимоотношений между синьором и вассалами и свой суд, свою виселицу.
Синьор или сам судил провинившегося вассала или поручал это своим людям. В 10 веке во Франции было более 10 тысяч
синьорий – самостоятельных государств. В каждой области был один синьор
могущественнее другого, и остальные
синьоры постепенно становились его вассалами, так система усложнилась многоступенчатую подчиненность. Появилась
поговорка: «Вассал моего вассала не мой вассал».
Синьор мог
расправиться с любым нерадивым вассалам,
опираясь только на общепринятую мораль и свою совесть.
Вассал мог разорвать отношения со свои синьором в особых случаях, когда синьор нарушал кодекс рыцарской чести и с
этим нарушением согласились другие рыцари.
Кодекс чести
гласил:
«Синьор не должен нападать на своего вассала, соблазнять его жену или
дочь».
Оскорбленный
вассал имел право разорвать отношения со своим синьором, бросив в его сторону
соломинку или перчатку. При этом он сохранял феод. Такие действия вассал мог произвести только опираясь на другого синьора более могущественного
иначе последствия для него были печальны.
Когда формировались
феодальные отношения (феодальный
порядок) государство, формально объединяющее все синьории, не
регулировало размеры государственного налога (синьор-король имел доходы от
своих владений). Не было государственной
военной службы, её заменяла вассальная
зависимость, вассал по договору брал на себя определенные обязанности. Не
было государственных судов, а исключительно частные в синьориях.
Во Франции
дробление на синьории достигло максимума в 10
веке, затем произошло укрупнение
и крупные синьоры стали называть себя герцогами или графами, прибавляя к
своему титулу имя своей области, так
появились герцог Бургундский, граф Анжуйский …
Король
изначально был крупным синьорам, которому доверяли решения высшей судебной
инстанции между синьорами.
Синьории
были фактически независимыми до того момента, когда французский король не присоединил
их к своим владением, опять же в качестве вассалов.
Феодальное королевство сформировалось во Франции только в начале 14 века.
В истоках образования Французской феодальной монархии лежала исключительная набожность короля Людовика 7 Младшего (1137-1180), который как истинный христианский король, «отец церкви» ревностно соблюдал религиозные законы . Его жизнь напоминала жизнь монаха-аскета. Между тем благодаря этому он мог оказывать влияния на могущественных синьоров –феодалов.
Влияние французского короля распространялось через епископов и аббатов.
Людовик 7 совершил моральное завоевание Франции .
Его сын Филипп Август смог материализовать моральный авторитет короля в расширение владений непосредственно принадлежащих королю.
Если Людовик 7 непосредственно владел небольшим доменов в районе Парижа (остров Иль-де-Франс), то Филипп Август ( 1180-1223) присоединил к концу своего правления обширной территорией в бассейне рек Сены и Луары, присоединив Нормандию, Пуату , Анжу…и Лангедок. Затем укрепил свою власть, создав систему правосудия, преобразовал административное устройство значительно увеличившегося королевского домена в соответствии с феодальным правом, как синьор.
В 1302 году
состоялась ассамблея Генеральных штатов, под руководством Филиппа 4. В это же
время был обнародован написанный Иоанном Парижским трактат «О королевской и
церковной власти», в котором говорилось,
что король является императором в своем королевстве и не должен приносить оммаж ни одному из своих подданных.
Государство
смогло сформироваться благодаря усилию влияния церкви, которая добилась, чтобы
прекратились бесконечные войны между сеньорами, и своей опорой сделала в государствах
королевскую власть.
Многие
процессы, которые происходили в Германии, Италии, Испании и Франции в какой-то мере схожи с процессами
образования феодального государства во
Франции, но имеет значительные
отличия. В Германии, благодаря влиянию церкви, избранный герцогами
король имел значительную власть уже в 10
веке. В Англии до завоевания государства норманнами король имел непосредственную
власть над всем королевством, и после завоевания в середине 11 веке Вильгельмом
Завоевателем Англии власть
короля оставалась абсолютной.
главная